Прогрессив-метал или прогрессивный метал (сокр. прог-метал) - подстиль метала. Этот жанр основывается на прогрессивном роке и включает в себя комплексные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных инструментах. Высочайший уровень профессионализма музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов, результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные альбомы. Результатом этих факторов является то, что прогрессив-метал редко можно услышать по радио и не увидишь по телевизору.

История

Происхождение прогрессив-метала можно проследить в таких прогрессив-рок группах 1960-х и 1970-х как Yes, Pink Floyd, King Crimson, Genesis и Rush. Этот стиль сформировался как отдельный, самодостаточный стиль лишь к середине 80-х. Группы Queensrÿche, Dream Theater и Fates Warning взяли элементы прогрессивно-роковых групп – инструментальную и композиционную структуру песен и скрестили её с металом.

Наибольшую популярность прогрессив-метал приобрёл в начале 90-х годов, когда песня группы Queensrÿche «Silent Lucidity» (1990 Empire) неожиданно стала хитом на радио и MTV. Нельзя отнести эту песню к «типичной» прогрессив-металической, но именно благодаря ней музыка группы Queensrÿche стала доступна для фанатов и, помимо этого, дала толчок к развитию других прогрессив-метал-групп во всём мире. В 1993 году Dream Theater с песней «Pull Me Under» (из 1992 Images and Words) также приобретает мировую популярность.

Разнообразие

Прогрессив-метал можно разбить на бесчисленное множество подстилей, соответствующих другим направлениям музыки, которые оказали влияние на конкретные музыкальные коллективы. К примеру, две группы, которые вполне можно отнести к обсуждаемому жанру - King's X и Opeth, находятся на противоположных концах звукового спектра. King's X более подвержены влиянию мэйнстрима и гранжа (grunge). Парадоксально, но бас-гитарист группы Pearl Jam, Джефф Амент однажды сказал: «King’s X изобрели гранж как стиль», имея в виду то, что влияние этой группы на весь гранж было очень велико. И в то же время гроулинг вокалиста группы Opeth и тяжёлый звук гитар (частично разбавленный готическими акустическими пассажами) вполне можно отнести к стилю дэт-метал.

Европейская классическая музыка также оказала весьма значительное влияние на весь жанр прогрессив-метала. Такие группы, как Symphony X и Spock's Beard успешно смешивают этот стиль с той сложностью и великолепием, что присуща классическим произведениям. Кроме того, такие проекты, как Liquid Tension Experiment (создан участниками группы Dream Theater) и группы, как Planet X (проект бывшего клавишника Dream Theater Дэрека Шириньяна), имеют в своём творчестве джазовое влияние с длинными сольными секциями. Более того, Liquid Tension Experiment представляют в своей музыке элементы импровизации, которые не так редко встречаются в хеви-метале, но не в такой высокой форме как у Liquid Tension Experiment. Известные дэт метал группы такие как Death и Cynic, в своих альбомах скрестили прогрессив-метал, дэт-метал, а Cynic и Atheist ещё и джаз/фьюжн в своей работе Focus.(Техничный дэт-метал)

Во всем разнообразии прогрессивных команд, группа Tool является самой популярной в своей нише. Tool приобрели известность в середине 90-х годов, выпустив свой второй по счёту альбом Ænima, который и принёс им мировую известность. Их электрический коктейль из хеви-метала, случайных музыкальных размеров, комплексных структур и сложной лирики, натолкнули многих на мысль о классификации их как прогрессив-метал группы, хотя и с существенными отличиями от многих традиционных команд. Тем не менее, следующий альбом группы Tool 2001 года Lateralus упрочил положение группы на прогрессивной сцене с их комплексными структурами и высоко концептуальным стилем, несмотря на то, что группа стала более родственной к индустриальной музыке, нежели к прогрессивной.

В России также имеются исполнители прогрессив-метала, например, новосибирская группа Glass Reason, московская группа Mechanical Poet, ярославская группа Tumulus (синтез прогрессива с фолком), примечательна ещё команда Extrovert, которая, уж что скрывать не мало взяла для себя из музыки Dream Theater. На просторах украинского андерграунда удачно смешались прогрессив и альтернатива в лице групп ODIN, Гефсиманский сад, Нержавеющая сталь, Dreams of Victory и Laplandia.

Прогрессив-метал иногда называют «метал будущего», по причине того, что он довольно сложен для восприятия неподготовленному слушателю. Этот стиль также является прекрасным средством для восприятия научно-фантастических тем и всего с ними схожего.

Типичные представители: Alchemist (Австралия), Misery's Omen (Австралия), Carbonized (Швеция), Edge of Sanity (Швеция), Hieronymus Bosch (Россия (г. Москва)), Pan.Thy.Monium (Швеция), Sadist (Италия), Totenmond (Германия), Xenomorph (Голландия), Negură Bunget (Румыния), Ad Astra (Венгрия), André Andersen (Дания), Angra (Бразилия), Beyond Twilight (Дания), Darkwater (Швеция), Control Denied (сша), Evergrey (Швеция), Labyrinth (Италия), Manticora (Дания), Royal Hunt (Дания), Shaman (Бразилия), Aghora (США), Ambeon (Голландия), Artension (США), Ayreon (Голландия), Abydos (Германия)