Мелодичный дэт-метал (англ. melodic death metal), МДМ — поджанр дэт-метала, отличающийся выраженной мелодичностью; довольно близок к пауэр- и спид-металу. Жанр отличается от традиционного дэт-метала частым использованием «чистого» вокала (мужского и женского), использованием клавишных, большим разнообразием гитарных риффов, близких к трэш-металу и спид-металу, частотой и мелодичностью соло-партий, низкой настройкой электрогитар и вставками аккустической гитары. Мелодичный дэт-метал также называют «гётеборщиной».

Отголоски будущего стиля были слышны в работах таких шведских дэт-метал групп, как Dismember, Desultory, Edge Of Sanity, Entombed, Hypocrisy. Позже это необычное для традиционного дэта звучание получило свое развитие в музыке таких групп как A Canarous Quintet, Ceremonail Oath, Dark Tranquillity.

Коллектив Sentenced иногда называют первой финнской мелодик дэт-метал группой c их техничным альбомом «North from Here» (1993й год). Также одной из первых групп жанра, игравших мелодик дэт за пределами Швеции, считается английский коллектив из Ливерпуля Carcass с альбомом «Heartwork» (1993), на котором группа, проникшись творчеством групп эпохи НВБХМ, отошла от привычного для нее дэтграйнда в сторону мелодичного звучания, более близкого к трэш-металу. Кстати, именно в Carcass, где играл гитарист и композитор Майкл Эмотт, лежат истоки известной группы Arch Enemy, им же основанной.

Существует две региональные школы мелодического дэт-метала: шведская (Гётеборг), появившаяся в начале 90х годов, и зародившаяся во второй половине 90х финская. Немало групп, исполняющих мелодик дэт, можно встретить в США (присутствует сильное влияние металкора), в Испании, во Франции, в Австрии и Германии, в Японии. Иногда при отнесении группы к определенному направлению из-за страны происхождения возникает путаница — скажем, что, группа, играющая мелодик дэт «финнской школы» не обязательна должна быть из Финляндии, так же, как и группа, играющая традиционный шведский мелодик дэт, не обязана быть родом из Швеции.

Шведская школа мелодик дэта

Одними из первых в Швеции мелодичный дэт начали исполнять такие коллективы, как Eucharist (EP «Greeting Immortality», 1992), Excretion (демо «Behold The Light», 1991) и Unanimated (демо «Fire Storm», 1991).

Большинством ценителей мелодичного дэта родоначальником стиля считается легендарный коллектив At The Gates, сформированный из участников группы Grotesque, начинавшей с дум/дэта, и известный своим классическим альбомом «Slaughter Of The Soul» (1995), на котором были представлены все характерные черты шведского мелодик-дэта — близкая к трэш-металлической манера риффинга, мелодичные хэви-металлические соло, скриминг как основной тип вокала (хотя нередко в стиле используется трэшевый хрип или дэтовый гроулинг), аккустические проигрыши.
Не стоит забывать о группе Ceremonial Oath, в состав которой входили участники таких групп как In Flames и At The Gates. Ceremonial Oath, помимо вышедшего в 1993 году и имеющего к мелодик-дэту мало отношения альбом «The Book Of Truth», в июне-ноябре 1993 записали 2 демозаписи, на которых, несмотря на невысокое качество записи и огрехи в игре музыкантов, был представлен настоящий мелодичный дэт шведской школы. Одно демо содержало 4 вещи, где вокальные партии исполнил Anders Friden (Dark Tranquillity, позднее In Flames), второе состояло из трёх вещей, на которых спел Tomas Lindberg (At The Gates). В 1995 году эти два демо были объединены в полнометражный альбом «Carpet» и выпущены лейблом Black Sun Records. Одним из отцов стиля является группа In Flames, после 2000го несколько поменявшая стиль в сторону большей «модерновости», за что получила некоторую порцию критики от фанатов своих старых работ.
Будучи одной из старейших групп жанра (с 1989 г.) и начав с довольно близкого к мелодик блэку материала, Dark Tranquillity первой начала применять электронные инструменты и фоновые клавиши, благодаря которым и приобрела свое легко узнаваемое «синтетическое» звучание. Отметим, что как и в МДМ финнской школы, в традиционном шведском нередко можно услышать клавишные, однако здесь они не играют роль солирующего инструмента, а скорее обеспечивают фоновое звучание, придавая музыке атмосферности.
Эти три группы часто называют «Тремя королями» мелодического дэт-метала.

Типичные представители: A Canorous Quintet, Ablaze My Sorrow, Amon Amarth, Arch Enemy, Arise, At The Gates, Avatar, Black Like Vengeance, Burden Of Grief, Cardinal Sin, Callenish Circle, Carnal Forge, Casketgarden, Ceremonial Oath, Cromlech, Cipher System, Codeon, Crown Of Thorns, Cutting Daisy, Dark Tranquillity, Dead Blue Sky, Darkane, Dark Lunacy, Decameron, Decadence, Desultory, Dimension Zero, Dissection (позднее творчество), Edge Of Sanity, Ebony Tears, Enemy Is Us, Enter My Silence, Eternal Autumn, Eternal Lies, Eucharist, Evocation (позднее творчество), Excretion, Fatal Embrace, Gardenian, Gates Of Ishtar, Gandalf, Hypocrisy (позднее творчество), Hypocrite, In Flames (раннее творчество), In Thy Dreams, In Slumber, Intestine Baalism (позднее творчество), Insomnium, Lothlorien, Moaning Wind, Miseration, Night In Gales, Nightrage, NonExist, One Man Army and The Undead Quartet, Sacrilege, Scared To Death, Seducer's Embrace, Shadow, Sins Of Omission, System Shock, Taetre, The Everdawn, The Moaning, This Ending, The Absence, The Crown, The Duskfall, The Seventh Cross, Unanimated, Warbreed, Watch Me Fall, Withering Surface, Withered Beauty, Without Grief, Within Y, Wulfgar, Zonaria.
Многие группы стиля подвержены сильному влиянию трэш-метала, поэтому их нередко относят к трэш-дэту, например Darkane, Carnal Forge, The Crown, One Man Army and The Undead Quartet, иногда и Arch Enemy.

Финская школа мелодик дэта

Пожалуй, самыми ивестными представителями стиля являются Children of Bodom (до этого известные как Inearthed), в 1997м году скрестившие на своем дебютном альбоме «Something Wild» традиционный шведский мелодик дэт с неоклассическим пауэр-металом и элементами блэка (однако, известно, что финнский мультиинструменталист и участник Ensiferum Яри Маенпаа написал несколько песен для своего будущего проекта Wintersun еще в 1995—1996 гг. (демо «Immemorial»), что позволяет отнести рождение стиля к этому времени). Коллективы «финнской школы» выделяются высокой мелодичностью, присутствием неоклассических элементов и интенсивным использованием клавишных, которые зачастую выполняют роль солирующего инструмента.

Типичные представители: Amanti, Archeon, Arkan, Axamenta, Before The Dawn, Blood Stain Child (раннее творчество), Brimstone, Cadacross, Caledonian, Celestial Sorrow, Children of Bodom, Constantinopolis, Cryptic Wintermoon (позднее творчество), Dark Flood, Dawn Of Tears, Dead of Night, Death And Glory, Destroy, Dismay, Dispatched, Divercia, Eternal Tears of Sorrow, Evemaster, Exsecratus, Fall Of The Leafe (раннее творчество), Followbane, Fortaleza, Gladenfold, Golem, Hilastherion, Immortal Souls, Imperanon, Kaliban, Kalmah, Lunarsea, Made Of Hate, Mors Principium Est, Norther, Omnium Gatherum, Runic, Scream In Darkness, Searing Meadow, Serpent, Skyfire, SubMind, Trone Of Chaos, Wintersun.